Лизинг или кредит?
Банки рассматривают только официальный доход, а лизинговые компании — любые его источники»
В Беларуси довольно много игроков на рынке, импортирующих электромобили из Китая. Как правило, под заказ, что предполагает: у покупателя должна быть вся сумма за новенькую «электричку» на руках! Но что делать тем, у кого имеется только часть средств? Где же заимствовать их?
Мы отправились именно в те автосалоны, которые сегодня готовы предложить покупателям выгодные партнёрские программы финансирования. А также имеют широкий ассортимент популярных, востребованных и даже бюджетных моделей электрокаров в наличии.
Автоцентр «Атлант-М Электромобили» в Минске реализует уже знакомые белорусам бренды (BYD, Zeekr, Lixiang), и в то же время клиенты могут заказать любую марку и модель электрокара из Китая.
— В наличии сегодня представлены более 30 электромобилей различных моделей таких брендов, как BYD, Honda, Zeekr, Lixiang и др. Ещё часть электромашин уже находится на таможне или в пути в Беларусь, — рассказывает нам менеджер по работе с корпоративными клиентами Александр Ключник.
— Благодаря тому, что мы работаем с партнёрами в Китае напрямую, вся логистика, подготовка документов налажены и функционируют без перебоев. И поэтому в среднем срок поставки под ключ составляет около 90 дней (с момента заключения с клиентом договора до передачи ему электромобиля).
По словам собеседника, работа автоцентра показывает, что спрос на электрокары растёт с каждым днём.
— Самая популярная модель, которую приобретают наши клиенты, — BYD Song Plus, о чём говорит и доля продаж его в автоцентре (30% от общего числа реализованных электромобилей). А в мировом рейтинге модель BYD Song Plus заняла второе место по количеству электромобилей, проданных в 2023 году, уступив только Tesla Model Y!
Сегодня BYD Song Plus в топовой комплектации Flagship Plus в «Атлант-М Электромобили» стоит 115 000 бел. руб. Как отмечают в автоцентре, нередки случаи, когда клиенты прибегают к услугам финансирования этой модели. Чтобы узнать подробности, мы обратились к начальнику отдела продаж Ольге Мурашко.
— Мы предлагаем различные программы кредита и лизинга на электромобили от организаций-партнёров, — рассказывает она. — Если проанализировать 2023 год, то среди физлиц доля кредита при приобретении электромобиля составляет 27%, лизинга — 17%. Юридические лица охотнее берут электромобили в лизинг — около 70%, во многом потому, что они могут использовать инвестиционный вычет и вернуть до 100% стоимости электромобиля за счёт налога на прибыль (это законодательная норма).
На выбор той или иной программы финансирования покупки электрокара влияет множество факторов. Например, уровень дохода.
— Заявки на кредит банки рассматривают исходя из официального дохода. Этим и можно объяснить, почему суммы при кредитовании ниже. Клиент должен быть трудоустроен в РБ и предоставить справку о доходах с места работы за последние полгода. По закону финансовая нагрузка по кредиту не должна превышать 40% от уровня дохода. По опыту могу сказать, что в среднем на 1 000 рублей дохода банк выдаст кредит на сумму около 15 000 при условии, что у клиента параллельно с этим нет других кредитов, карт рассрочек и прочего.
— Что касается лизинга, то здесь более гибкие условия. Например, один из наших надёжных партнёров — компания «Райффайзен-Лизинг», у неё доля наших сделок по продаже электромобилей в лизинг преобладает. Помимо официального дохода клиента, также учитываются дополнительные источники поступления денежных средств (средства от сдачи недвижимости в аренду, доходы от работы за границей и многое другое), что повышает шансы утверждения сделки и увеличивает сумму лизинга, на которую может рассчитывать клиент.
Ещё один немаловажный фактор — это сколько денег вы готовы внести в качестве аванса. По словам Ольги, кредиты рассматривают, как правило, те, у кого имеется большой первоначальный взнос (от 50—60%) и кому необходимо финансирование только части стоимости электромобиля. Если рассматривать лизинг, то порог входа ниже — это 20%. Но также есть и индивидуальное рассмотрение заявки лизинга, когда клиенту можно внести лишь 10% аванса.
А теперь разберёмся с процентными ставками и сроками.
— Кредит сегодня выдаётся на период до 10 лет, лизинг — до 5 лет. Ставки и по кредиту, и по лизингу схожи: 13—15% годовых в белорусских рублях в среднем. С партнёром «Райффайзен-Лизинг» сейчас действует программа с льготным периодом — 11,5% в первые 12 месяцев. Далее стандартно под 15,5%. Также отмечу, что кредит можно брать только в рублях, лизинг — в рублях, евро, долларах. Досрочное погашение платежей по лизингу без штрафных санкций возможно, но в любом случае по законодательству право собственности на электромобиль перейдёт от лизинговой компании к покупателю не ранее чем через год. Некоторых, возможно, смущает такая особенность, но хочу напомнить: в случае оформления кредита на электромобиль в банке авто будет в залоге у него, пока вы не выплатите всю сумму.
Сроки одобрения заявки по кредиту или лизингу могут варьироваться в пределах от нескольких часов до пары дней.
— Например, в «Райффайзен-Лизинг» одни из самых быстрых сроков — около двух часов. Также компания не требует большого пакета документов от клиента, — подытоживает начальник отдела продаж.
Лизинг на электрокар под заказ, экономия на топливе и специальные условия партнёрских программ
А вы знали, что сегодня можно профинансировать покупку электромобиля под заказ? Но обо всём по порядку! Мы с фотографом прибыли в минский автосалон «ШикАвто», который специализируется на импорте преимущественно автомобилей премиум-класса проверенных брендов.
Как рассказывает маркетолог компании Глеб Гринкевич, сегодня в наличии представлены более 50 электромобилей: BYD, Zeekr, Li, Volkswagen, Toyota и т. д. Но в основном клиенты организации предпочитают именно заказывать модели из Китая — так выходит ощутимо дешевле. Плюс ко всему электромобили не облагаются таможенной пошлиной.
— В последнее время в Беларуси популярностью пользуются электрокары Zeekr. В России и вовсе бешеный спрос на них! В наличии у нас представлены Zeekr 001 и 009, а также Zeekr Х, который особенно всколыхнул рынок. Во-первых, он дешевле того же 001, но при этом разгоняется так же быстро — за 3,8 секунды до 100 км/ч. По запасу хода уступает «собратьям», однако оснащён полным приводом и имеет более компактные габариты. Это, конечно, дело вкуса. Электрокар нужно выбирать исходя из своих потребностей. Весной ожидается поступление Zeekr 007.
Ещё одна причина успеха Zeekr — наличие ПО на русском языке. Можно сделать прошивку, установить сим-карту, интернет и полноценно пользоваться электромобилем!По словам Глеба, четырёхместный Zeekr Х с полным приводом под заказ обойдётся в сумму от 35 тысяч долларов, пятиместный — от 33 тысяч.
Сегодня в «ШикАвто» также действуют программы финансирования от партнёрских организаций. По статистике, 60% клиентов приобретают электрокары за собственные средства, 20% — в кредит и ещё 20% — в лизинг, в том числе по программе от компании-партнёра «Райффайзен-Лизинг». При этом лизинговая организация готова предоставить средства для электромобиля под заказ из Китая!
— В нашем автосалоне авто в лизинг предпочитают брать в тех случаях, когда не хватает значительной суммы (50% и более) для покупки электромобиля. Клиентов зачастую интересуют не столько процентные ставки, сколько размер первоначального взноса. Допустим, клиент присмотрел себе Zeekr Х, но в моменте у него нет полной суммы для покупки. При этом он стабильно хорошо зарабатывает и может дать гарантию, что так будет и в долгосрочной перспективе. Электрокар можно взять в лизинг при авансе 20% от стоимости авто, то есть в случае с пятиместным Zeekr Х под заказ это 6 600 долларов.
— Учитывая, что у нас хорошие долгосрочные отношения с партнёрами и, в частности, с «Райффайзен-Лизинг» («ШикАвто» является одной из немногих компаний, акцептованных для работы с ними), мы, ручаясь за клиентов, можем договориться о специальных условиях лизинга. В «Райффайзен-Лизинг» идут навстречу, применяют гибкий подход, а также максимально оперативно рассматривают заявки.
По словам представителя компании, ставки по кредитным программам стартуют от 14,5%, по лизингу — от 15,4%. Сроки стандартные: лизинг выдаётся на период до 5 лет, кредит — до 10 лет.
— Повторюсь, немаловажную роль играет аванс и срок кредита/лизинга. Это позволяет сделать ежемесячные платежи оптимальными для клиента.
Кстати, делится Глеб, пользоваться финансированием на электромобили крайне выгодно.
— Всё дело в экономии на топливе, а также в простом и недорогом обслуживании электромобилей. Например, привести в негодность колодки в таких машинах крайне сложно, ведь в них действует система рекуперации. Не секрет, что стоимость электроэнергии для зарядки электрокара в сравнении с ценой бензина или даже «дизеля» существенно ниже. И эта экономия помогает быстрее погасить проценты по тому же лизингу.
А как совершается сделка по заказу электрокара из Китая с участием лизинговой компании? Глеб объясняет:
— После одобрения заявки лизинговой компанией мы заключаем трёхсторонний договор с клиентом и финансовой организацией. Клиент вносит аванс по договору лизинга, а компания оплачивает электрокар и его доставку. В течение двух месяцев мы привозим машину в Беларусь. Первый платёж по лизингу у клиента начинается с момента получения им электрокара. Кстати, оформить заявку на лизинг или кредит можно прямо у нас в автосалоне.
Представитель «Райффайзен-Лизинг»: «Сумма финансирования не ограничена»
Как мы выяснили, и кредит, и лизинг электромобилей имеют свои особенности. И нельзя сказать, что какой-либо инструмент лучше или хуже. Однако, очевидно, лизинговые компании могут предоставить более гибкие условия. За подробностями мы обратились в «Райффайзен-Лизинг» — лизинговую компанию, которая более 18 лет специализируется на услугах финансирования транспорта, оборудования, спецтехники, коммерческой и жилой недвижимости и вошла в топ-5 крупнейших лизинговых компаний РБ по оценке Ассоциации лизингодателей Беларуси в 2022 году.
— Мы следим за динамикой авторынка и придаём особое значение трендам, что позволяет нам предлагать клиентам выгодные финансовые программы на автомобили, включая электрокары. Наблюдаемый в последнее время рост интереса к электромобилям в Беларуси является отражением глобальных экологических тенденций и желания потребителей переходить на более экономичные авто, — рассказывает руководитель отдела лизинга легкового транспорта в «Райффайзен-Лизинг» Дмитрий Гриневич. — В частности, мы заметили значительное увеличение спроса на электромобили, когда клиенты, владевшие премиальными подержанными авто, всё чаще принимают решение в пользу приобретения новых электрокаров из Китая. Этот тренд подтверждается нашими финансовыми результатами за 2023 год: мы профинансировали приобретение 72 электромобилей на общую сумму 13,8 млн белорусских рублей. Это внушительный рост по сравнению с 2022-м, когда был выдан лизинг всего на 10 электромобилей.
Сегодня компания предлагает лизинг на электрокар любой марки и модели с авансом от 20% и сроком до 5 лет. Валюту финансирования можно выбрать, однако, как отмечает Дмитрий, с учётом снижения процентных ставок подавляющее большинство клиентов приобретают авто в лизинг в белорусских рублях.
— Преимущества лизинга — это, во-первых, скорость одобрения сделки. Заявку от физических лиц мы готовы рассмотреть в течение двух часов. Во-вторых, сумма финансирования не ограничена. В-третьих, мы запрашиваем минимальный пакет документов — в большинстве случаев только паспорт. Для сравнения: банки просят справки о доходах, иногда требуются и поручители. В-четвёртых — ведём процесс подготовки документов. Своим клиентам мы гарантируем полную юридическую защиту и экспертность.
К тому же компания расширяет возможности для клиентов через партнёрские программы с автомобильными дилерами и поставщиками. Благодаря этому сотрудничеству она может предложить ставку по лизингу ниже. Как подчёркивает Дмитрий, таким образом не только улучшаются условия финансирования, но и появляются предложения по каско с выгодным тарифом. Данный подход позволяет клиентам чувствовать себя более уверенно и защищённо.
Что касается условий владения, то лизинговая компания является собственником автомобиля на протяжении всего периода действия договора, но во всех документах указывается: владельцем транспортного средства является лизингополучатель.
— Наша политика предоставляет клиентам полную свободу в использовании автомобиля: они могут без ограничений путешествовать за границу или передавать право управления авто другому лицу. Единственное ограничение касается продажи машины. Полное право собственности на автомобиль переходит к клиенту в момент внесения последнего платежа по лизингу, — подчёркивает Дмитрий.
Материал подготовлен Вероникой Малыщиц для сайта av.by. Фотограф Алиса Зацаринная.