«Рост цен неизбежен». Чего ещё ожидать на авторынке в 2025 году?
Белорусский рынок новых автомобилей продолжает активно меняться — и это влияет не только на потребителей, но и на бизнес. Компании по всей стране пересматривают подходы к обновлению и расширению автопарков. Еще несколько лет назад в корпоративных закупках доминировали европейские седаны для такси и фургоны для логистики. Сегодня — всё иначе.
Появление большого количества китайских брендов, рост интереса к электромобилям, а также изменения в законодательстве, включая повышение ставок утильсбора, — всё это формирует новый ландшафт. Не менее важный фактор — доступность и гибкость финансовых решений, в том числе лизинга.
Какие автомобили выбирает белорусский бизнес сегодня? Почему электромобили всё чаще оказываются в корпоративных списках покупок? Что происходит в этом сегменте рынка и как меняются предпочтения компаний?
На эти и другие вопросы отвечают эксперты: представитель «Р1 Лизинг» Дмитрий Гриневич, Григорий Барановский и Мария Сухарева — представители «ФелОкт-сервис».
— Буквально четыре года назад белорусским компаниям были доступны европейские автомобили. Мы все помним, каким спросом пользовался тот же «Рапид» у таксопарков. Сегодня картина предложений другая: подавляющее большинство брендов — из Китая. Как бизнес реагирует на изменения ассортимента?
Григорий:
— Для бизнеса первоочередной потребностью по части автомобилей всегда была и будет следующая: транспортное средство должно приносить стабильный доход. Первый вызов для белорусских компаний заключается в том, что старые, проверенные механизмы на авторынке, на которые они обычно полагались, попросту исчезли. Уже третий год бизнес вынужден искать пути, чтобы продолжать функционировать в новой реальности.
Рынок новых автомобилей фактически разделился на две части: официальные дилеры и множество «неофициальных» салонов, которые предлагают те же модели, но дешевле. На первый взгляд — альтернатива, на деле — риски. Раньше существовала выстроенная понятная партнёрская экосистема: юридические лица знали, у кого покупать, кто обслужит, и могли быть уверены в надёжности. Сейчас эта система нарушена, бренды перераспределяются между дилерами. Бизнесу сложно понять, можно ли доверять новым поставщикам. Сегодня бизнес смотрит на рынок с настороженностью: много незнакомых брендов, нет опыта эксплуатации, нет данных о стоимости обслуживания, остаточной цене и перепродаже. А именно на этих параметрах строится расчёт — во сколько обойдётся каждый километр пробега.
Мария:
— Появление новых брендов стало вызовом ещё и потому, что ранее у корпоративных клиентов, особенно если речь идёт об иностранных представительствах в Беларуси, имелись чётко прописанные Car Policy (принципы эксплуатации корпоративного транспорта. — Прим. ред.), где были указаны автобренды, как правило, европейские. Теперь проблема бизнеса — отстаивать и обосновывать покупку китайских авто. Также влияние европейских головных офисов часто побуждает белорусские компании переходить на «зелёный» транспорт быстрее. Есть чёткие установки: закупать только электромобили и гибриды. И здесь появляется множество вопросов. Ведь у бизнеса большого опыта владения таким видом транспорта нет.
— А что сегодня глобально движет клиентом-юрлицом: стремление сэкономить на старте или максимально сократить риски владения машиной в долгосрочной перспективе? И какие требования к автомобилям и продавцам предъявляются?
Дмитрий:
— Стоит отметить, что за последний год ситуация на авторынке улучшилась. Доверие со стороны клиентов к китайским автобрендам подросло. Это заметно и по нашему портфелю: 50% всего автотранспорта, который мы передали в лизинг юрлицам, составляют именно китайские бренды. Также всё больше налаживается экосистема вокруг покупки и эксплуатации автомобилей, развиваются партнёрские отношения лизинговых, страховых компаний и авторитейла.
Однако определённая часть бизнеса действительно желает сэкономить на покупке авто. Бывали и такие обращения: клиент хочет заказать партию автомобилей из Китая со 100%-ной предоплатой. При этом компания-поставщик работает всего 2 месяца и предлагает «лучшую» стоимость авто на рынке. Подобная сделка не может не вызывать опасений. Напомню, что в период действия договора лизинга собственником транспорта является лизинговая компания. Для нас важно проработать вопросы: кто выступает поставщиком автомобиля, какова его репутация? Будет ли предоставлена гарантия? Как и где будет обслуживаться и ремонтироваться машина? И зачастую если клиент выбирает приобретение авто у «неофициалов», ответы на эти вопросы имеются не у всех клиентов.
Григорий:
— У определённой части бизнеса китайские автобренды по-прежнему вызывают опасения. Бизнесу важно пройти хотя бы несколько циклов покупки и продажи авто, чтобы понять, чего ожидать от них. Покупать новое сейчас — вынужденный шаг, но дальше наступает зона неопределённости. У компаний, по сути, только начинается история с этими автомобилями, и сейчас мы видим тенденцию, что и им важно и проходить этот путь с надёжным партнёром.
Правда, отталкивать бизнес от покупки китайских авто могут вопросы с наличием запчастей и сервиса как такового. В России, например, с 2021 года закрылись 213 дилеров — ушли, в основном, те, кто не смог наладить обслуживание. Обеспечить сервис по новым брендам не просто — для этого нужно как минимум понимать объём продаж, а в нынешних реалиях спрогнозировать его трудно.
Мария:
— Для бизнеса очень важно, чтобы автомобили не «простаивали». Мы часто обсуждаем с крупными парками набор запчастей, который должен быть на складе для быстрой замены, что позволяет ускорить ремонт до 1—2 дней.
Что касается требований к авто, ключевыми факторами при их выборе для бизнеса являются затраты. Корпоративному парку важно понимать, какова будет остаточная стоимость через 3 года, а также получить от продавца уверенность в цене обратного выкупа. Также учитываются расходы на обслуживание, топливо или зарядку, все элементы, влияющие на себестоимость каждой поездки. Пожалуй, именно поэтому корпоративные клиенты плавно, но целенаправленно, переходят на электрический транспорт. Важным аспектом является доступность гибкого финансирования.
— Насколько активно бизнес пользовался лизингом с учётом изменения ассортимента авто на рынке? Какие запросы у компаний сегодня по финансированию?
Дмитрий:
— Лизинг автомобилей по-прежнему остаётся популярным инструментом финансирования у юридических лиц. Во-первых, для них всё так же доступен лизинг с привязкой к иностранной валюте. Кроме того, бизнес привлекают такие преимущества лизинга, как удобство, гибкость в рассмотрении заявок и минимальный пакет документов, а также возможность получения дополнительных услуг (помощи с поиском авто, регистрации в ГАИ, подбора страховой компании и т. д.).
— В сравнении с кредитом условия по лизингу могут быть персональными: меньше аванс — больший срок (или наоборот). Кроме того, если бизнес сталкивается с сезонностью, мы можем предложить график платежей, учитывающий это. Кстати, комфортные ежемесячные платежи — основной запрос у бизнеса, связанного с такси или курьерской доставкой, где автомобиль генерирует постоянный доход.
Для наших корпоративных клиентов на основе финансового анализа мы можем заранее устанавливать лимиты, понимая, что иногда возникает необходимость срочной покупки авто.
Стоит также отметить следующую тенденцию — не все готовы покупать сразу несколько автомобилей одного бренда, желая нивелировать риски, поэтому мы активно развиваем партнёрскую сеть и перенаправляем клиентов к автодилерам для помощи в выборе авто.
— Как отмечалось ранее, бизнес всё больше переходит на сторону электромобилей. Каковы основные причины? Как бизнес сам относится к такому переходу?
Мария:
— Спрос на электрический транспорт со стороны бизнеса действительно активно растёт. Электромобиль для них воспринимается как то, что позволит существенно снизить затраты. А эксплуатационные расходы электромобиля на сегодня в 3 раза ниже по сравнению с затратами на авто с ДВС. К тому же государство обеспечило множество выгодных преференций по электромобилям.
Дмитрий:
— Тренд перехода юрлица на электротранспорт заметен и по нашему портфелю: ещё в 2023 году на долю договоров лизинга приходилось менее 10% электротранспорта, а по итогам 2024 года — 35%!
Григорий:
— Однако несмотря на очевидные экономические преимущества электрокаров, часть бизнеса всё ещё ощущает растерянность и неопределённость по их поводу. Электромобиль — это совершенно новый опыт. Для тех, кто только начинает его использовать, это может быть шокирующе. Плюс ко всему вместе с электромобилем бизнес начинает пользоваться всей необходимой инфраструктурой.
Мария:
— В конце 2023 года в линейке нашего бренда, FAW Bestune, появился первый электромобиль. После его презентации наши корпоративные клиенты выразили множество тревог: как правильно поставить электрокар на учёт, какие и где закупить зарядные станции, что такое инвестиционный вычет и как его применить, как учесть все затраты, а также какова будет остаточная стоимость авто через 3—5 лет. И тогда мы поняли: с одной стороны, у бизнеса есть желание идти в «зелёный» транспорт, но нет понимания всех нюансов. Услышав все запросы, мы совместно с «Р1 Лизинг» решили провести первую «зелёную» конференцию для клиентов, на которой рассказали и о трендах рынка в обновлении автопарков, и на все вопросы постарались ответить. Более того, конференция стала хорошей площадкой для обмена опытом, что значительно помогает бизнесу. Кстати, в этом году 22 мая состоится вторая «зелёная» конференция. Уже открыта регистрация на участие.
— В 2024 году авторынок показал существенный рост, и бизнес, как мы выяснили, также повлиял на него. А что насчёт закупок автомобилей компаниями сейчас, весной 2025-го? Повлияло ли уже повышение ставок ультисбора?
Дмитрий:
— 2024 год стал рекордным для нас (после 2021-го) по объёму заключённых договоров лизинга. В последние пару месяцев есть ощущение, что часть юрлиц с учётом изменения ставок утильсбора заняли позицию ожидания и хотят отложить момент покупки. Количество сделок лизинга в феврале и марте сократилось. При этом ещё в декабре и январе бизнес активно закупал автомобили.
Григорий:
— Рост цен всё это время удаётся смягчать за счёт складских запасов, которые некоторые дилеры сделали, готовясь к повышению ставок утильсбора. Но всё же цены вырастут, и это неизбежно.
— Какие прогнозы вы дадите по рынку на 2025 год? Что может изменить расстановку сил в сегменте новых авто?
Григорий:
— Во-первых, мы наблюдаем активные действия государства, направленные на стимулирование спроса на электромобили. Однако не исключено, что уже в 2026 году некоторые из преференций не сохранятся. Ходят слухи, что могут снять льготы с гибридных авто, а это существенно изменит рынок. Поэтому 2025 год для многих компаний выглядит как хорошая возможность для покупки электромобилей. Мы ожидаем, что их доля среди юрлиц вырастет до 30% к концу 2025 года. Также стоит отметить, что переход бизнеса на электромобили будет в значительной степени стимулироваться и автопроизводителями. Мы уже видим, что авто с ДВС постепенно исчезают.
Мария:
— Бизнес, который желает переходить на электротранспорт, нуждается в авто разных сегментов. Вероятнее всего, мы увидим на рынке новые модели авто. В частности, мы также пополнили предложение новым среднеразмерным кроссовером с электродвигателем.
Дмитрий:
— Сегодня рынок финансирования становится всё сложнее: белорусский рубль укрепляется, ставки растут. «Р1 Лизинг» остаётся на стороне клиента и помогает находить доступные решения.
Материал подготовлен Вероника Малыщиц для av.by. Фотограф Павел Садовский.